Привет вам, колдуны и ведьмы.
Я – ваш новый преподаватель.
Меня зовут ... ну, пусть будет Ихтиандр, а изучать мы с вами будем такой интересный
на мой взгляд предмет, как
Прежде, чем приступить к
уроку, прошу всех выучить заклинания «воздушная линза» и принести реактивные
метлы – нам придется много и долго летать. Наденьте теплые курточки. Нас ждет долгий сдвоенный урок с переменой
Учтите также, что задания
будут даваться прямо по ходу лекции, так что слушайте внимательно.
Любители докладов обратите
внимание на темы в конце этого урока и учтите, что доклады к уроку принимаются
только на те темы, которые даны. Если хотите придумать что-то свое,
согласовывайте со мной - иначе не приму.
Размер доклада – не меньше свитка (Arial,
12, 2 страницы ворда).
Пока вы готовитесь, сделаю последнее предупреждение перед нашей первой лекцией - не ждите сегодня чудес, тайн или волшебства. Цель нашего сегодняшнего урока - всего лишь знакомство с Океаном.
Все готовы? Вот теперь можно
начать.
- Что такое море?
- Море – это место, где мы отдыхаем летом!
- Тише, тише… Это действительно смешно, но все же что такое море?
- Море – это много-много воды!
- Верно. 3 очка Гриффиндору.
- Море – это соленая вода!
- В точку, дружок! По
крайней мере в одну :) Море – это соленая вода. 10
баллов Рейвенкло.
А теперь я спрошу вас как называется наша планета?
- Земля! Земля, конечно, не Марс же!
- Верно, не Марс. Но что
означает слово «земля»? Оно означает сушу, твердую почву. И живем мы все именно
на суше. А теперь… ВСЕ НА МЕТЛЫ! И не забудьте каждый сотворить вокруг себя
воздушную линзу с запасом кислорода побольше. СТАРТ!
Вверх! Выше магловских самолетов – куда-нибудь ближе
к спутникам…
- Ой, какая Земля маленькая!
- Еще в одну точку, дружок!
Запомните эту картинку – маленький остров Разума в огромном океане Вселенной.
Запомните, как он хрупок и беззащитен.
Но сегодня нас интересует не
это. Смотрите на нашу планету – почему она голубая?
- Это атмосфера! А еще – вода – темная,
почти черная и блестящая – это океаны!
Обратите внимание, что почти
вся поверхность нашей планеты покрыта водой. Океан занимает 71% процент общей
площади. Гораздо справедливее было бы назвать планету «Океан», а не «Земля», не
правда ли? Теперь снижаемся и облетаем Землю.
Все пространство, занятое
океанами и морями, называют Мировым
Океаном. Его разделяют на большие части – 4 океана – Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий
(мы пролетаем сейчас как раз над ним) и Индийский. Каждый океан обладает своим
характером, своими жителями и своими легендами. И своими границами.
А вот
и первый вопрос нашей домашки – Как по-вашему, определяют границы океанов? Что они отделяют - одну воду от другой? Или все сложнее?
Давайте свернем на север и
убедимся, что Тихий океан соединятся с Северным Ледовитым всего одним узким
проливом – Беринговым, названным так в честь отважного путешественника Витуса Беринга. Это и есть граница этих двух океанов. Летим теперь на
юго-юго-восток. Видите, чуть более широкая граница Тихого и
Атлантического океанов – это Магелланов пролив и пролив Дрейка. Поворачиваем на
запад. Огромен Тихий океан. Он больше любого другого. Его площадь занимает 180
млн. км2 – как остальные океаны вместе
взятые! Не зря его называли Великим. Он же и оказывается самым глубоким. Его
средняя глубина 4280 м.
Второй вопрос домашки будет таким - – Какой океан самый мелкий? Какова его средняя глубина?
Так, видите – показалась цепочка островов? Это Индийский
и Тихий океаны соединяются широченной полосой воды и
условная граница идет по островам Индонезии и Австралии. А южнее острова
Тасмания ничего нет. Поэтому проводят условную черту от Тасмании до Антарктиды.
Летим
дальше на запад, к берегам Африки и видим, что Индийский и Атлантический тоже
соединены значительным водным промежутком – условная линия проходит от мыса
Доброй Надежды до берегов Антарктиды.
А теперь – снова на север! Видите границу Северного Ледовитого и Атлантического океана? Кто не видит – разрешаю посмотреть магловскую карту, на которой нанесены глубины. Так вот, дорогие мои, - получайте Cтретий вопрос домашки – о какой границе идет речь? Как она называется? В чем ошибался Нансен? (последний вопрос - на 12 баллов, если на остальные ответили).
Замерзли? Ну, пора и ниже
спуститься. Наша цель – моря.
Моря бывают разные. Кто
сказал – «черные и грязные»? -2 балла Слизерину, хотя
Черное море – это вполне реальное море. Почему оно так
называется и какие еще есть «цветные» моря? Заодно скажите
– какое море самое глубокое, а какое – самое мелкое? – четвертый вопрос.
Но мы забежали вперед.
Всего в Мировом океане
насчитывают 54 моря. У каждого из них свои особенности, проблемы, характер и
способности. Каждое имеет свои особенности и недостатки. Это и отличает их от
огромных или не очень заливов, которые сохраняют все особенности
родителя – океана. Моря делятся на внутренние и
внешние. Прямо под нами – Баренцево море.. Баренцево
море – море внешнее, с сушей его соединяет всего один берег.
Вот уже появился мыс Канин
Нос и это значит, что мы пролетаем над акваторией Белого моря (территории морей и океанов называются акваториями – от терра – земля, аква - вода), а оно – море внутреннее, его акватория
более чем на половину состоит из множества заливов. Свернем чуть западнее и
пролетим над родным городом многих наших учеников – Петербургом. Питерцы, внимание! пролетаем над городом и выходим в
финский залив! Сами видите, Балтика – тоже внутреннее море. Кофейку, говорите?
Ну, давайте снизимся и зайдем в кафе.
В кафе
Пейте чай или кофе, а я продолжу рассказ.
Будем считать, что у нас тут маленькая перемена. ТИХО! Кто сказал, что перемена
– это непременно шум и гам? Уши у вас свободны, сидите и слушайте. А рот
займите пирожными.
Надеюсь, все поняли разницу между внутренними и внешними морями? Существуют еще межостровные моря и ваша задача назвать несколько из них – это пятое задание к уроку
После того, как вы отодхнете,
мы полетим к единственному морю, которое со всех сторон окружают морские
течения. С севера и запада его «берег» - сильнейшее океаническое течение
Гольфстрим, с востока – Северо-Атлантическое и Канарское
течения, на юге же – Северное Пассатное течение. Получается огромный круг
течений, движущихся по часовой стрелке. Теплые «стены» этих течений не
позволяют смешаться водам этого моря с водами его «родного» океана. Вода его
остается более соленой и очень прозрачной – ведь она не перемешивается с
реками, текущими в океан. Много лет это море считалось ловушкой кораблям,
похищавшей души моряков и оставляющей мертвые корабли-призраки за собой. На
самом деле дело оказалось в теплой воде этого моря. В январе его температура не
опускается ниже +18о, летом доходит до +28о. Теплый
воздух поднимается вверх, образуется антициклон
– область повышенного атмосферного давления, которое не дает «гулять по морю»
ветрам. В середине моря наступает мертвый штиль, который может продолжаться
неделями и даже месяцами. Люди умирали от жажды. От нее же они прыгали в океан
и исчезали навсегда. Первыми же страдали от недостатка еды кони, которых везли из Европы в Америку и поэтому географическая широта этого моря получила название «конских широт».
Что отдохнули? Тогда
стартуем смотреть наше море. Поворачиваем прямо на запад, пересекаем Балтику,
выходим к Северному морю - оно уже внешнее - и, совершив маленькую петлю, снова
выходим к Атлантическому океану.
В этом море (вы уже догадались, что его название и наш маршрут – это ваше шестое задание к уроку?) растут
водоросли, совершенно необычные по свойствам. Они все время держатся на воде,
поддерживаемые воздушными пузырьками на своих листьях. Летом море обрастает
сплошным зеленым ковром, который издалека просто похож на зеленый луг. На этом
лугу «пасутся» совершенно необычные животные, нигде больше не встречающиеся.
Под «лугом» идут косяками рыбы, ожидающие, что кто-то из обитателей «луга»
сорвется вниз и станет добычей. К зиме водоросли буреют, пузырьки на них лопаются и ветки медленно тонут.
Пожалуй, что и хватит на
сегодня. Видите – вон там на волнах качается амфора с
арабским орнаментом? Возьмитесь все за руки. Кто там впереди, такой желтенький?
Барсучок-хаффик, хватайся за ручку этой амфоры!
ОП! И мы все в классе.
А теперь – темы для
докладов:
1. Опишите характер, загадки и тайны любого из морей Мирового океана. Или любой из самих океанов.
2. Есть такое море – Каспийское. Каспий – самое странное из всех морей. Или озер? Вода в Каспии соленая и по составу похожа на океаническую (обычные соленые озера- нет). Значит, Каспий – все же дитя океана. Но какого? Давайте, поднимемся выше и посмотрим. Рядом – Черное море, соединенное с Атлантическим океаном. Значит, Каспий – потомок Атлантики? С другой стороны, если Каспий и Черное моря – родственники, то и рыба должна в них водится одинаковая. Однако, в Черном море дельфины есть, а в Каспийском – нет. Зато есть тюлени. И осетровые рыбы, которых почти нет в Черном
В чем же дело?
3. У океанов, как у больших огромных живых существ есть свои хребты, впадины, рукава, проливы… Желающие могут описать рельеф дна любого из океанов.
4. Можно
рассказать об истории образования океанов и морей. Почему Средиземное море
глубокое, а Азовское – мелкое?
Лучшие доклады будут
выставлены в кабинете и использованы для дальнейших уроков.
Удачи вам!